Члены Ассоциации


Кириллова Варвара Викторовна
учитель математики, информатики
МБОУ "Астыровская СОШ"
ЛАУРЕАТ

Областного телекоммуникационного практико-ориентированного проекта
  для педагогов Омской области
«Формирование, развитие и оценка универсальных учебных действий обучающихся в условиях реализации ФГОС»






Гришмановская  Юлия Сергеевна,
классный руководитель
МБОУ "Горьковская СОШ №2"
ПОБЕДИТЕЛЬ
муниципального профессионального конкурса "Классный руководитель 2015"







Винокуров Александр Григорьевич,
учитель физики и информатики
МБОУ "Алексеевская СОШ"



Физика -  наука экспериментальная и выполнение практических работ должно занимать значительную часть ее курса. Хотя школа не располагает широкими средствами для создания  экспериментальной базы,   я  привлекаю обучающихся к исследовательской деятельности через лабораторные работы, домашние эксперименты,  создание мини-проектов, написанию небольшой исследовательской работы  с седьмого класса. Стараюсь, создавать такие ситуации, чтобы ребенок выступал в роли исследователя, «открывающего» основополагающие свойства и отношения объектов окружающего мира, учу его наблюдать и анализировать, пробуждаю у него интерес к еще нерешенным задачам.
Проведя анализ своей работы, пришел к выводу о необходимости формирования учебно-исследовательских компетенций учащихся.
 Познавательный интерес – это один из важнейших  мотивов учения школьников. Учебная мотивация эффективно создается,  если школьники занимаются исследовательской деятельностью на уроках и во внеурочное время, создавая интересные проекты. В этих проектах дети исследуют связь науки с практической жизнью. Для обучающегося это – осмысление знаний по физике, узнавание в окружающей жизни проявления законов физики, и конечно, формирование ИКТ-компетенций, опыта проектной деятельности.
Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся - индивидуальную, парную, групповую, которую выполняют учащиеся в течение  определенного отрезка времени.
Анализ собственной практики и методической литературы позволил мне по-новому взглянуть на мою деятельность, определить проблему и сформулировать идею. В решение этой проблемы существенный вклад внесли идеи отечественных психологов, педагогов, дидактов.
     Мною была создана трехуровневая модель развития познавательной самостоятельности через организацию проектно-исследовательской деятельности.  Где был предусмотрен поэтапный характер формирования УУД. Что, с одной стороны, обеспечивает постоянное и постепенное усложнение познавательной деятельности учащихся, а с другой – позволяет конкретизировать на каждом этапе цель, подбирать средства обучения, контроля и коррекции.
          Постепенно при переходе с 7 по 9 классы увеличивается доля самостоятельности обучающихся, роль учителя меняется  от учителя –тренера до учителя консультанта. Доказано, что при использовании метода проектов в обучении возникает высокая мотивация, заинтересованность учащихся в самостоятельном получении новых знаний.
         Первый уровень (7 класс).         Самым важным при выполнении исследовательской деятельности является способность учащегося видеть проблему, анализировать известное и неизвестное, на основе анализа выдвигать гипотезу по решению проблемы и обосновывать ее. Ключевым моментом любого исследования является гипотеза, на основании которой строится исследование.  У школьников преобладает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. В связи с этим стараюсь обучать школьников выдвижению гипотез, предлагая им проблемы, для решения которых можно использовать не только учебный опыт, но и бытовой. Для активизации процесса высказывания версий или первичных гипотез, я  организовываю группы учащихся по решению проблем, в которых они могут плодотворно взаимодействовать. При общении в группе школьники учатся задавать вопросы, обосновывать свое мнение на основе изученного материала, известных им фактов
 Второй уровень (8 класс) На втором уровне  при обосновании версий обучающиеся в большей степени пользуются научными знаниями, нежели бытовым опытом. У них формируются умения поиска, изучения, обработки информации. На данном этапе исследовательской деятельности обучающийся систематизирует  свои знания по предмету, лучше в нем ориентируется. Происходит обучение планированию исследования, для чего также используется совместное обсуждение плана исследования в группе на основе выдвинутой гипотезы. Дополнительные задания о применении явления на практике стимулируют поиск, систематизацию учащимися информации. При обработке результатов исследования также формируются информационные умения.  
Третий уровень (9 класс)Формирование умения применить эксперимент для подтверждения гипотезы происходит на третьем уровне.  При выполнении эксперимента школьники осваивают такие умения, как наблюдать явление, измерять, проводить эксперимент, описывать эксперимент. Этот вид исследовательской деятельности многие школьники на уроках физики в 9-м классе выполняют самостоятельно, предварительно обсудив выполнение эксперимента в группе. Учащиеся делают самостоятельно выводы из исследования и предъявляют их для обсуждения. Примером самостоятельного исследования всех  по собственному плану может служить выяснение характера движения тела по наклонной плоскости, введение характеристики такого движения – ускорения. Для определения уровня достижения учащихся разработана шкала показателей развития учебных навыков и критериев, по которым оценивается сформированность ключевых компетенций. При разработке заданий промежуточной диагностики сформированности УУД учитываю этапность формирования  личностных новообразований:
1) первичный опыт выполнения осваиваемого УУД и мотивация к его самостоятельному выполнению; 
2)    освоение общего способа  выполнения соответствующего УУД;
3)    включение освоенного УУД  в деятельность , организацию самоконтроля выполнения ;
4)    контроль уровня сформированности  УУД и его системное практическое использование.
Использование методов проектного обучения в урочной и внеурочной деятельности учащихся, в совокупности с применением ИКТ, является опытом  внедрения Федеральных Государственных образовательных стандартов в  практику учебной деятельности,  использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.) и в конечном итоге методом самореализации обучающихся. Для представленной модели при диагностике  уровня сформированности познавательной самостоятельности  было использовано наблюдение и определены индикаторы,  в основу которых положены  методики Л.В. Жаровой, В.С. Юркевич, Р.В. Овчарова. Результаты диагностики свидетельствуют об эффективности построенной модели. Стремление к разнообразию учебного процесса, использование исследовательской деятельности пробуждает интерес у обучающихся к занятиям по физике и соответствует требованиям современной жизни, направляет мысль учителя на поиски новых форм организации уроков. Я считаю, без этого нельзя выполнить главную задачу урока: обеспечить оптимальное развитие каждого ребенка, создав условия для творческого труда с максимально возможной производительностью. 



 Петроченко Татьяна Ивановна,
учитель русского языка  и литературы
МБОУ "Георгиевская СОШ"
ПОБЕДИТЕЛЬ
регионального конкурса  профессионального мастерства «Лучший учитель русского языка»


В Омской области в этом году впервые выбирают лучших педагогов-предметников.
27 октября 2015 в БОУ ДПО «Институт развития образования Омской области» в рамках XII Педмарафона состоялся конкурс профессионального мастерства «Лучший учитель русского языка». Участникам Дня стал 21 учитель русского языка и литературы из города Омска и 19 муниципальных районов Омской области. 
В качестве членов жюри выступили как сотрудники института в лице Т.С. Горбуновой (председатель жюри), П.В. Токаревой и И.И. Артамоновой (члены жюри), главный специалист отдела дошкольного образования департамента дошкольного, общего, дополнительного образования и кадрового развития системы образования Е.М. Хейфец, учитель русского языка и литературы НОЧУ «Средний общеобразовательный лицей с этнокультурным компонентом», Почётный работник общего образования РФ, победитель ПНПО 2007 И.Б. Тыщенко, учитель русского языка и литературы Черлакской гимназии Черлакского МР, финалист регионального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2015» Н.Ю. Леонова.
На торжественном открытии Дня русского языка с приветственным словом к участникам и гостям обратились начальник отдела кадровой политики департамента дошкольного, общего, дополнительного образования и кадрового развития системы образования Министерства образования Омской области И.Б. Елецкая,
- Мы надеемся, что этот конкурс позволит учителям русского языка показать не только хорошее знание самого предмета, но и поделиться теми практиками, возможно даже инновационными, которые в их опыте сложились, и показать как можно успешно, профессионально преподавать русский язык, - отметила начальник отдела кадровой политики министерства образования Омской области Инна Борисовна Елецкая.
Также с приветственным словом выступили ректор БОУ ДПО «ИРООО» Т.С. Горбунова, проректор по организационно-методической деятельности и внешним связям, и.о. зав. кафедрой ФО М.А Казакова.
Конкурс профессионального мастерства «Лучший учитель русского языка» проходил в три этапа: его участники выполнили тест на знание предмета, продемонстрировали умение анализировать языковые особенности текста и показали фрагмент урока с использованием ТСО и ЭОР.
Победителем конкурса стала:
- Петроченко Татьяна Ивановна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Георгиевская СОШ» Горьковского МР, – 1 место;





Боровиков Василий Терентьевич,
учитель Физической культуры и ОБЖ
МОУ "Астыровская СОШ"

     Общий трудовой стаж 30 лет, педагогический - 29. Образование - высшее, закончил ФГ БОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет», по специальности бакалавр естественно-научного образования. Несколько лет подряд ведет дополнительные курсы по предметам: «Питание и здоровье человека», «Будущие спасатели» в 5-9 классах, «Социальная безопасность» в 10-11 классах, туристический клуб «ТАИР».
     Профессиональные и личностные ценности Василия Терентьевича:
1. Учитель может учить других до тех пор, пока учится сам.
2. Нравиться работать в школе, потому что занимаюсь любимым делом и за это ещё получаю деньги.
3. Доброта, творчество, умение найти подход к детям, справедливость, отзывчивость, патриотизм - это те качества, которые наиболее близки мне. Я не разделяю их на профессиональные и личные.
4. Основная миссия учителя: удивлять, вдохновлять, быть примером.
    Список наград Василия Терентьевича говорит сам за себя: 
- 2 благодарственных письма  Главы администрации Горьковского муниципального района;
- почетная грамота Комитета по образованию за активное участие в пропаганде здорового образа жизни и массовое вовлечение детей в занятия физической культурой и спортом;
- почетная грамота Министерства образования Омской области;
- 2 благодарственных письмо Министра образования Омской области 2014;
- благодарственное письмо за добросовестный труд, высокое профессиональное мастерство, большой вклад в развитие системы образования Горьковского муниципального района Омской области  Губернатора Омской области.

Коновалова Надежда Николаевна
   Одна из первых в районе начала работать по программе «Начальная школа 21 века». Ведущим направлением в ее работе, является целостное гармоничное развитие личности школьника. Умело использует дифференциацию обучения, позволяющую учитывать индивидуальный темп продвижения обучающихся, корректировать возникающие трудности, обеспечивать педагогическую поддержку каждому ученику. Обучение строит таким образом, чтобы оно носило «субъектный» характер, который проявляется как на этапе получения и систематизации знаний, так и на этапе контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Применяет технологию личностно- ориентированного, проблемного обучения, создает комфортную внутриклассную среду, способствующую успешной самореализации школьников.
   Идея профессиональной деятельности направлена на развитие интересов и способностей детей. Миссией профессиональной деятельности Коноваловой Н.Н. является:
- обеспечение наиболее благоприятных условий в обучении, чтобы каждый ребенок мог проявить себя как личность;
- создание условий для творческого развития и самореализации школьников;
- максимально приблизить учебную деятельность ребенка к познавательной, используя поисковые методы обучения как основные в урочной и внеурочной деятельности через работу в кружках и работу научного общества «Поиск»;
- привлечение школьников к участию в интеллектуальных играх- конкурсах, интернет- олимпиадах, Интернет-проектах;
- реализация системного подхода в воспитательной деятельности через построение воспитательной системы класса, осуществление инновационных проектов «Гражданско- патриотическое воспитание».
  С 2007-2008 учебного года школа участвует в апробации экспериментальной программы БОУ ДПО "ИРООО"  «Омское Прииртышье» (авт. Н.А.Ждан, Т.С.Горбунова). В рамках реализации программы Надежда Николаевна строит обучение таким образом, чтобы содействовать достижению такого образовательного результата как формирование человека- гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на его совершенствование. Способствует межпредметной интеграции, обобщению и систематизации предметных знаний обучающихся, достижению нового качества специальных общеучебных умений и навыков, формированию у школьников ключевых компетентностей. В интегрированном варианте отдельные дидактические единицы содержания программы «Омское Прииртышье» использует учитель для формирования предметных знаний и умений, предусмотренных федеральным компонентом Государственных стандартов общеобразовательной подготовки в качестве иллюстраций, конкретных фактов, что позволяет наполнять предметное содержание смыслом личностно значимым для обучающихся, привлекать их к оперированию познавательными методами разных наук, развивать системное мышление.
   В течение 10 лет Надежда Николаевна является руководителем школьного методического объединения учителей начальных классов. В 2000 году участвовала в работе областной экспериментальной группы по апробации УМК под редакцией Н.Ф.Виноградовой. Награждена Почетной грамотой областного отдела народного образования в 1996 году, Благодарственным письмом Администрации Горьковского муниципального района в 2007 году, Почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации в 2008 году. Обучающиеся Надежды Николаевны являются постоянными участниками муниципальных, региональных, всероссийских творческих конкурсов: «Моя малая родина», «Через тернии - к звездам», «ПОНИ», «Золотое руно», «Всемирный день книги», «Кенгуру», «Русский медвежонок - языкознание для всех». Участвуют в региональном телекоммуникационном проекте «Край наш Сибирский», Всероссийском дистанционном проекте «Эрудит-Марафон Учащихся» (ЭМУ), во Всероссийском Фестивале творческих исследовательских работ учащихся «Портфолио» издательского дома «Первое сентября»

учитель русского языка и литературы
МОУ "Горьковская средняя общеобразовательная школа №1"

   Свою миссию учитель видит не столько в передаче некоторого содержания знаний и формировании соответствующих умений и навыков, сколько в развитии творческой индивидуальности и интеллектуально-нравственной свободы личности. Технология данного педагогического опыта ставит своей целью создание в процессе обучения такой энергетической атмосферы общения, которая непременно изнутри побуждала бы в ребенке острое желание включиться в ту или иную деятельность
   Причиной обращения к данной проблеме является то, что современный и будущий работодатель заинтересован в таком работнике, который умеет думать самостоятельно и решать разнообразные проблемы (то есть применять полученные знания для их решения); обладает критическим и творческим мышлением; владеет богатым словарным запасом, основанном на глубоком понимании гуманитарных знаний. Те учащиеся, которые не будут уметь самостоятельно работать с информацией и приобретать знания, быть коммуникабельными, уметь самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня, творчески мыслить, не могут рассчитывать на успех в информационном обществе 21 века.
   В своем опыте Александра Николаевна опирается на теорию творческого развития индивидуума (В. А. Запорожец, А. Р. Лурия, Н. А. Берштейн, И.Я.Лернер, А.М.Матюшкин и И.П.Иванов), в основе которой лежит следующий постулат - если учащийся, осваивая культуру, делает открытие в самом себе, при этом переживает пробуждение новых нравственных и духовных сил, то соответствующая область культуры становится его «миром», пространством возможной самореализации, а овладение ею получает такую мотивацию, которую содержание традиционного образования обеспечить не может.
Исходя из этого, ставятся следующие задачи:
- создание условий для самовыражения учащихся, саморазвития их творческой индивидуальности и раскрытия духовного потенциала на уроках русского языка и литературы;
- изменение интереса к урокам русского языка и литературы;
- повышение качества знаний учащихся.
   Осуществить их помогает рациональный выбор активных форм и методов работы, позволяющих развивать творческий потенциал учащихся и создавать более высокую возможность переноса знаний и опыта деятельности из учебной ситуации в реальную. На своих уроках учитель применяет дискуссионные методы (групповая дискуссия, анализ ситуаций морального выбора, метод мозговой атаки и др.), а также исследовательские и проектные.
   Они способствуют выработке собственной точки зрения, развитию инициативы, становлению соответствующих коммуникативных умений и навыков, восхождению к все большей самостоятельности, творческой деятельности учащихся.
  Особая роль отводится новой уникальной педагогической технологии – социокультурным тренингам. Они в максимальной степени реализуют идею активного воспитания и развития творческого потенциала учащихся.
   Ярким примером такого метода является коллективная подготовка к празднику, где участвуют не только все ученики, но и родители, и педагоги. Например, такие мероприятия как вечер, посвященный творчеству Сергея Есенина «В саду горит костер рябины красной», «Наша семья помнит», «Я и мы» позволяют развивать навыки общения, коллективного взаимодействия, управления собственной деятельностью.
Создание комфортных условий обучения, при которых ученик чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность, делает этот процесс более продуктивным. Эмоциональная сфера детей, их чувства развиваются в значительно большей степени, чем при традиционных формах учения.
   Сальникова А.Н. разработала авторскую программу «Подготовка учащихся к ЕГЭ и ГИА». Для успешной адаптации ее обучаюсь на дистанционных курсах А.Г.Нарушевича «Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку: планирование занятий, организация урока, система упражнений» при Педагогическом университете «Первое сентября».
На уроках русского языка и литературы применяются и интерактивные методы обучения, где знания добываются в совместной деятельности через диалог, полилог учащихся между собой и учителем. Уроки–семинары, уроки-практикумы позволяют максимально реализовывать индивидуальный подход в обучении, развивать творческий потенциал одаренных детей.

В условиях современного обучения, где наиболее актуальным становится использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) можно отметить, что применительно к традиционному обучению термин «интерактивность» не привносит ничего существенно нового, так как обучение, так или иначе, по сути своей, всегда интерактивно. При этом интерактивность достигается использованием лишь традиционных средств и её степень полностью зависит от учителя.
Еще К.Д. Ушинский сказал «Воспитатель не должен забывать, что уменье, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения…убивает в ученике охоту к ученью, без которой он далеко не уйдет». Если ребенок хочет идти в школу, если хочет идти на урок и с нетерпением ждет следующего дня, то проблем с успеваемостью не будет. Основной вопрос только и состоит в том – как же этого добиться?
Учебные предметы по разному воздействуют на человека. Например, литература и история влияют не только на разум человека, но и на его чувства. Этому способствует само содержание предмета, а если к нему приложить талант и артистизм педагога, то они могут приблизится к уровню воздействия театра. К тому же эти предметы имеют поддержку со стороны кино и телевидения. По классическим литературным произведениям, по материалам важнейших исторических событий ставятся спектакли, сняты сотни фильмов, и все это учитель может использовать в своей работе.
Что касается математики и физики, то эти предметы таких возможностей эмоционального воздействия не имеют. Содержание этих предметов больше обращено к разуму, не же ли к чувствам. Не отснято ни одного художественного фильма, посвященного математическим теоремам или физическим законам. Поэтому и задача перед преподавателями этих предметов стоит сложнее, без воздействия на чувства невозможно долго поддерживать интерес к предмету. Значит, учителю нужно искать и использовать возможности отступления от стандартного изложения учебного материала.
В своей работе Владимир Александрович старается создать процесс обучения интересным и увлекательным, уделить внимание всесторонним и, в первую очередь, логическим способностям учащихся, подобрать материал и формы работы, обеспечивающие мыслительную деятельность учеников, методы стимуляции посредством введения в структуру урока чего-то неожиданного, необычного, веселого, азартного, удивительного – того, что вызовет интерес учащихся. Это, конечно, трудно, требует фантазии и изобретательности и невозможно без широкого кругозора. Поэтому ему еще многое предстоит познать о своем предмете и его истории.

учитель начальных классов
Я считаю, что воспитательная система должна охватывать весь педагогический процесс, интегрируя при этом учебную и внеурочную сферы деятельности, где в центре находится ребенок, и максимально используются силы воспитания и коллектива. Когда я принимаю новый класс, меня всегда волнуют вопросы: что представляют собой мои будущие ученики и их родители? Смогут ли родители стать моими помощниками, как они воспитывают своих детей? С первого дня знакомства с родителями я говорю им: чтобы  наши дети выросли нравственно здоровыми, необходим тесный контакт родителей, наша совместная, согласованная работа. Знакомство с жизнью каждой семьи, начинаю с анкеты, которую заполняют родители. Проанализировав эти анкеты, я узнаю о семье очень многое: об увлечениях ребенка, о его поведении и обязанностях по дому, о методах воспитания, используемых родителями, о том, кто в семье занимается воспитанием. Следующая анкета для родителей позволяет мне сделать вывод о коммуникабельности ребенка, о его чертах характера, умении общаться. Показателем семейного досуга становятся рисунки детей на тему «Вечер в моей семье». Все рисунки похожи: мама на кухне, папа на диване, а ребенок где-то в стороне, один с игрушками. Рисунок – показатель взаимоотношений в семье. Ребенку не хватает общения, часто в семье он бывает одинок. Вот почему порой в благополучных, казалось бы, семьях вырастают трудные дети. Они ищут общения на стороне, порой попадая в дурную компанию. Рисунки детей заставили родителей посмотреть на своего ребенка другим взглядом. Ответ был один: мало общаемся с детьми. На вопрос «Что вам нельзя?» ответы детей сводятся в основном к следующему: нельзя зажигать газ, открывать незнакомым дверь, разжигать костер и т.д. Некоторые дети говорили так: «А я не знаю, что мне нельзя, мне все можно». Вот с такой установки – можно все! – дети обычно приходят в школу: можно кричать, бегать, перебивать учителя, обижать младших и т.д. Принцип воспитания многих родителей; делай, что хочешь только мне не мешай. А ведь родители в ответе за своего ребенка, они должны предъявлять к нему необходимые требования, учить тому, что можно, а что нельзя. Недаром народная мудрость гласит: «Если хочешь испортить ребенка дай ему все, что он просит, разреши делать все, что он хочет» . Помогая родителям, я помогаю детям, и нам легко всем вместе работать. Родители и ученики с удовольствием ходят в школу с первых дней.  Высокий интерес родителей к проблемам класса стимулируют положительную мотивацию детей к учению, их активность в школьных делах. Сейчас, как никогда, требуется помощь семье со стороны школы в сохранении ее как наиболее благоприятной среды для развития индивидуальных положительных особенностей ребенка. Вот почему в  подходе к работе с семьей, я исхожу из общечеловеческого принципа приоритета прав личности над правами государственных и общественных организаций, и поэтому беру на себя обязанности совместно с психологом исследовать причины и следствия возникновения у ребенка кризисных жизненных ситуаций в семье и предложить варианты помощи в их преодолении, т.е. возродить в семье дух уважения к ребенку как личности, доверия, а иногда и защищая ребенка от семьи.


Комментариев нет:

Отправить комментарий